Преподобный Антонiй, какъ видитъ читатель, былъ основатель и ближняго и дальняго пещернаго монастыря; въ великихъ подвигахъ, онъ прожил въ той и другой пещере до 40 летъ: но онъ такъ былъ смиренъ, что не хотелъ принимать на себя сана священства.По глубочайшему же смиренiю, онъ всегда отказывался и отъ чести быть игуменомъ печерскихъ иноковъ, хотя на деле онъ руководилъ ими больше самыхъ игуменовъ.Братья печерскiе такъ любили и уважали этого опытного старца, что всегда обращались къ нему за благословением и советами, особенно, когда представлялся имъ какой нибудь важный случай, касавшiйся их монастырской жизни. Вотъ, какъ мы сказали, братiя уже до того намножились въ той и другой пещере, что им стало тесно въ одной пещерной церкви. Они приходятъ къ преподобному Антонiю, кланаются, и говорятъ: «отче! братiя умножилось, и мы уже не можемъ помещаться в пещере. Благослови нам поставить малую церковку вне пещеры, на дворе»! Подумалъ, подумалъ преподобный, помолился Господу, и благословилъ доброе намеренiе братiи.Братiя поклонились преподобному до земли, пошли, и поставили на горе, надъ дальнеюпещерою, малую деревянную церковку во имя Успения пресвятой Богородицы. Прошло несколько времени, братiя, посоветовавшись между собою и съ своимъ игуменомъ, опять пришли къ преподобному Антониiю, поклонились ему и сказали: «отче! братiя больше и больше умножается, и мы хотели бы поставить монастырь на горе. Благослови насъ, отецъ святой, и на это доброе дело»: Радъ былъ святой старецъ, что Господь такъ умножалъ братiю въ его пещерахъ; отъ радости слезы текли по исхудалымъ ланитамъ, и он не зналъ, какъ благодарить Господа. Благословивши братiю на построенiе церкви и монастыря надъ пещерами, преподобный и самъ старался о новой постройке.

Сейчасъ же онъ послалъ къ бывшему въ то время князю кiевскому Изяславу одного изъ братiи съ просьбою- уступить земли для новаго монастыря. «Княже мой:-такъ просилъ преподобный великаго князя,- вотъ Богъ умножаетъ братiю, - а места у нас мало; уступи намъ ту гору, что надъ пещерою»! Изяславъ любилъ и уважалъ преподобнаго Антонiя, каъ мужа святаго. Онъ былъ радъ сделать добро отцамъ печерскимъ; и сейчас же послалъ къ нимъ своего придворнаго слугу, и отмежевалъ для нихъ ту гору, на которой и теперь стоятъ надпещерныя церкви. Здесь игумен съ братiею построили великую церковь и украсили ее иконами,- построили монастырь со многими келлiями и оградили все это частоколомъ. Этотъ-то надпещерный монастырь и названъ былъ Печерскимъ; потому что въ немъ стали жить те черноризцы, которые прежде жили въ пещерахъ.


Очень полюбился этотъ Печерскiй монастырь великому князю кiевскому Изяславу, и онъ захотелъ, вблизи его, устроить ещё и отъ себя другой подобный же монастырь, только побогаче Печерскаго. Монастырь былъ выстроенъ, не вдалике отъ Печерскаго монастыря, во имя ангела княза Изяслава- святаго великомученника Дмитрiя. Но, какъ ни богатъ былъ этотъ великокняжескiй монастырь, онъ все таки во многомъ уступалъ монастырю преподобнаго Антонiя. «Антонiй, - говоритъ преподобный Несторъ летописецъ, - не имелъ ни золота, ни серебра, но стяжа свой монастырь слезами и пощенiемъ. Многiе монастыри построены князьями и боярами, словомъ, отъ богатства; но они далеко не таковы, какъ монастыри, поставленные слезами, пощенiемъ, молитвою и бденiемъ».И на самомъ деле, бедный монастырь Печерский, со времени своего основанiя, вотъ уже более 800 летъ, все больше и больше входитъ въ славу, а богатый монастырь великокняжеский, со времени своего основанiя, едва просуществовалъ несколько десятков летъ; и теперь даже самые ученые люди не укажутъ вамъ места, на которомъ онъ когда-то стоялъ.


Когда по просьбе великаго князя Изяслава, первый игуменъ Печерскаго монастыря, преподобный Варлаамъ, перешелъ въ его Дмитрiевский монастырь, братiя печерскiу опять пришли къ преподобному Антонiю, поклонились ему до земли, и сказали: «отче! поставь намъ игумена»! А онъ сказалъ: «кого же вы хочете»? «Кого хочетъ Богъ и ты», отвечали братiя.Тогда святый старецъ, подумавши немного, сказалъ: «кто же между вами выше,-кто больше послушливъ, и кротокъ и смиренъ, какъ не преподобный Феодосiй? Пусть онъ будетъ надъ вами игуменомъ». Братiя были очень рады такому мудрому выбору: поклонились преподобному до земли, и поставили игуменомъ Феодосiя. Что сделалъ преподобный Феодосий для Печерскаго монастыря, объ этомъ мы скажемъ въ его житiи; а теперь заметимъ только, что все то, что онъ сделалъ для Печерскаго монастыря, все это онъ сделалъ не безъ совета и благословения преподобнаго Антонiя, который, во все время своей жизни, жилъ с нимиъ душа въ душу. Благодаря ихъ святымъ молитвамъ и высокому примеру, тогда въ Печерскомъ монастыре возрасло братiи уже до 100; тогда же здесь введенъ былъ и уставъ монастырскiй такой, который былъ въ одномъ изъ греческихъ монастырей, въ монастыре Студiйскомъ.Уставомъ положено было: что и когда каждому монаху петь, что вычитывать, когда и какъ долго стоять въ церкви, когда и сколько держать поклоновъ, въ какие дни что есть, что пить и проч. и проч. Этотъ уставъ Печерскаго монастыря принятъ у насъ на св. Руси почти во всехъ монастыряхъ; потому монастырь Печерскiй считается у насъ старейшимъ изъ всехъ монастырей русскихъ. Кроме надпещернаго монастыря, святымъ усердiемъ и молитвою преподобныхъ Антонiя и Феодосiя, выстроены были еще и другiя келлiи съ оградою на томъ самомъ месте, где и теперь стоитъ великая лаврская церковъ съ монастыремъ; но объ этомъ мы скажемъ после.


Много пришлось бы намъ исписать бумаги, если бы мы вздумали описать побробно все подвиги преподобнаго Антонiя печерскаго. Въ добавокъ къ тому, что мы прежде сказали, скажемъ еще хоть нескольколько словъ о глубокомъ смиренiи и объ отеческой кроткости препабоднаго, что было не только его главнымъ правиломъ, но и осталось навсегда правиломъ основаннаго имъ монастыря Печерскаго.


Однажды великiй князь кiевскiй Изяславъ прогневался на преподобнаго Антонiя за то, что онъ, въ духе отеческой любви, принималъ у себя его роднаго брата Всеслава, съ которымъ князь былъ въ большихъ неладахъ.Однажды великiй князь кiевскiй Изяславъ прогневался на преподобнаго Антонiя за то, что онъ, въ духе отеческой любви, принималъ у себя его роднаго брата Всеслава, съ которымъ князь былъ въ большихъ неладахъ.Преподобный, замечая къ себе немилость князя, до того болелъ душею, что готовъ былъ оставить и свою любимую пещеру и свой любимый монастырь. Кстати третiй братъ князя Изяслава, князь черниговскiй Святославъ, узнавши о несправедливомъ гневе своего брата на преподобнаго, позвалъ его к себе. Старець, с сердечною скорбiю распрощался съ братiею и ушелъ въ черниговскую землю. Тутъ, вблизи самаго чернигова, есть Болдина гора, на которой теперь стоитъ Елецкiй Успенскiй монастырь; встарину она была покрыта густымъ лесомъ: это-то место и избралъ преподобный Антонiй для своего новаго жилища.Тутъ въ горе онъ выкопалъ для себя пещерку, и жилъ по прежнему, въ молитве и подвигахъ. Вскоре и здесь разнесся слухъ о преподобномъ; къ нему опять стали приходить изъ близкихъ и далекихъ сторонъ,- кто за благословенiем, кто за советомъ, а кто съ просьбою- остаться при немъ.Преподобный не отвергалъ последнихъ; и, черезъ несколько времени, вокругъ него и тутъ собралось не мало иноковъ и устроился монастырь.Такъ прошло несколько времени. Князь Изяславъ, мало по-малу, сталъ сознавать, что онъ несправедливо обиделъ человека Божiя,- и больше и больше жалелъ об этомъ; потому что, какъ я сказалъ прежде, онъ очень любилъ и уважалъ преподобнаго за его святую жизнь и мудрую беседу.


Оставивши въ стороне гордость великокняжескую,онъ однаждя отправилъ посланца къ преподобному Антонiю съ просьбою- опять возвратиться въ Кiевъ. Горько было теперь преподобному раставаться съ своею новою пещеркой, съ своими новыми братьями и особенно съ добрымъ княземъ Святославомъ; но онъ ставилъ приглашенiе великаго князя выше всего. Въ славу обители печерской, после недолгой разлуки, онъ безпрекословно опять прибылъ въ Кiевъ, въ свою прежнюю пещеру.


Бывало тутъ, въ печерскомъ монастыре, кто нибудь изъ братiи почувствует въ себе какую нибудь скорбъ, или какое нибудь искушение, - онъ сейчасъ же спешитъ къ преподобному Антонiю, и предъ нимъ, какъ предъ отцомъ роднымъ, выскажетъ всю свою душу.

И святой старецъ своимъ добрымъ отеческимъ и мудрымъ словомъ сумеетъ, бывало, такъ утешить и укрепить собрата, что онъ уходитъ отъ него, какъ будто, другим человекомъ; а преподобный не дастъ ему при этомъ и заметить своей начальнической важности, или подвижнической строгости.


Бывало, заболеетъ тутъ какой нибудь собратъ,- преподобный Антонiй первый поспешитъ къ нему- подать помощь и утешенiе. Такъ, когда преподобный Исаакiй затворник, после горькаго искушения, впалъ въ дущевное и телесное изнеможение, преподобный Антонiй, около 7 летъ самъ служилъ ему, приносилъ еще пищу, утешаль и наставлялъ.


Бывало, прiйдутъ къ преподобному Антонiю въ его пещерку и стороннiе люди, кто за благословениемъ, кто за утешением, кто за наставленiем,- святой старецъ всякаго принималъ, не разбирая, рабъ ли онъ, бояринъ, или князь. Для каждаго посетителя, его благодатное слово было прiятнее всего на свете, и служило действительнымъ врачевствомъ въ сердечной скорби. Такъ онъ со всеми говорилъ, такъ со всеми обращался, что въ немъ видели не великаго и старого подвижника, а кроткого и милостиваго отца.



Бывало, прiйдетъ къ преподобному Антонiю какой нибудь бедняга больной, - онъ поговоритъ съ нимъ съ отеческой ласкою, помолится, и недугъ, по милости Божiей, пройдетъ. Но, чтобы прикрыть свою чудодейственную силу, святой отецъ, обыкновенно, при этихъ случаяхъ предлагалъ больному, или съесть кусочекъ хлеба, или напиться святой воды, или испить немного отвара изъ какого нибудь самаго простаго зелiя и пр.


Словомъ, великiй смиренникъ былъ нашъ преподобный Антонiй печерский. Онъ былъ въ непрестанномъ молитвинномъ подвиге, бденiе и постъ: но все это онъ делалъ въ пещере, въ своей келлiйке, незримо для братiи. Онъ всегда подльзовался глубокимъ уваженiемъ отъ вельможъ и князей; но онъ же всегда безпрекословно повиновался и ихъ требованiямъ, хотя бы и несправедливымъ. Въ своемъ монастыре онъ былъ всемъ слугою; но это онъ всегда старался скрывать отъ другихъ. Онъ былъ провидецъ и чудотворецъ; но таковымъ никогда не хотелъ слыть въ народе.


Чемъ прославился преподобный Антонiй въ своей жизни, темъ Господь прославилъ его и по смерти. Тогда какъ Господу угодно было открыть мощи многихъ преподобныхъ, мощи преподобнаго Антонiя-основателя печерскаго монастыря-Онъ и до сихъ поръ оставляетъ подъ спудомъ. Быть можетъ, угодникъ Божiй, по своему смиренiю, еще при жизни, испросилъ себе у Господа,-не прославлять его открытiемъ мощей. Многiе неоднократно пытались открыть мощи преподонаго Антонiя, пишется въ одномъ старинномъ описанiи его житiя; но имъ каждый разъ возбраняла это какая-то чудесная сила: лишь только они принимались откапывать гробъ препадобнаго, какъ оттуда исходила то огонь, то вода и прогоняли копавшихъ.


Но, не смотря на то, что св. мощи этого великаго подвижника Божiя и до сихъ поръ остаются подъ спудомъ, темъ не менее онъ всегда имелъ и имеетъ великое дерзновенiе у Господа. Со дня своей кончины доселе, онъ многимъ-многимъ являлся такъ, или иначе, и подавалъ чудесную помщь. Особенно часто онъ изливалъ свои чудесныя благодиянiя на техъ, которые прибегали къ нему съ молитвою при гробе, или же вообще въ основанной имъ св. обители лаврской. Когда этотъ 90-летнiй подвижникъ Божiя умиралъ, и окружавшiе его братiя плакали о разлуке съ нимъ; тогда онъ въ утешенiе окружавшимъ сказалъ, что онъ, и после своего отшествiя, не оставитъ места своего земнаго подвига, и испросить помилованiе темъ, которые, подобно ему, будутъ тутъ подвизаться. Такъ, по этимъ словамъ, мы твердо веруемъ, что онъ никогда не оставлялъ и не оставитъ места своихъ подвиговъ,-что онъ никогда не переставалъ и не перестанетъ испрашивать отъ Господа помилованiя темъ, которые съ верою и любовiю прибегали и будутъ прибегать къ святой обители печерской, и въ ней искали и будутъ искать для себя наставленiя и укреплеyшя въ доброй христианской жизни.


Да хранитъ же и милуетъ Господь предстательствомъ препадобнаго Антонi печерскаго всю нашу землю русскую и особенно техъ, которые усердно и съ верою притекаютъ къ чудотворной обители лаврской и здесь покланяются его гробу и мощамъ его святыхъ сподвижниковъ.